Что случилось с бизнес-моделью и инновационной стратегией Facebook?
Приобретение компанией Facebook сервиса WhatsApp за 19 миллиардов долларов демонстрирует решимость компании оставаться лидером в социальных сетях, даже если это происходит с большой переплатой. В то же время, это показывает очень важное ограничение в бизнес модели Facebook: явное предположение о том, что каждый может быть дружен со всеми остальными.
Задолго до того, как Марк Цукерберг создал Facebook, Аристотель утверждал, что «истинная» дружба регулируется строго качественной логикой. То есть, дружба является редкой духовной близостью, которая может быть общей только среди малого числа людей. В результате, человек может жить всю жизнь и иметь только три или четыре «настоящих» друга.
Некоторые люди предполагают, что они благословлены, потому что они могут назвать пятьдесят или шестьдесят человек, которых они обозначают как друзей. По правде говоря, числа, такие как они указывают, говорят не о счастье и не о необычайной популярности, а о полном непонимании подлинной дружбы. Дружбу не следует путать с псевдо-дружбой, или «полезными связями», которые исчезают, как только «полезность» больше не существует.
Это может объяснить, почему люди переходят от шумных сетей к книгам смартфонов. «Устав от шумных социальных сетей, заполненных мирскими обновлениями от самых отдаленных знакомых, миллионы людей переориентировались на адресные книги собственных смартфонов и к разнообразным сервисам передачи сообщений, на которые они полагаются, такие как Snapchat, Secret, Кик и WhatsApp. Это более интимные связи», - пишет Дженна Вортам из New York Times. «Facebook уже давно является цифровой социальной сетью, а средний взрослый пользователь Facebook имеет более 300 друзей. Стратегия компании в основном была в том, чтобы сделать этот круг друзей еще большим, уговаривать пользователей в объединении своих друзей, бывших друзей, коллег по работе, троюродных и всех, кого когда-либо встречал в один общий круг друзей в социальной сети».
Чтобы быть справедливым, необходимо отметить, что у людей по-прежнему есть потребность в связи и общении с другими членами общества. Но вот здесь другие социальные сети, такие как LinkedIn и Twitter вступают в игру. Многие часто чувствуют себя более комфортно, добавив людей, которых хорошо знают, в свой аккаунт в LinkedIn или Twitter, нежели в аккаунт в Facebook.
Что все это означает для будущего приобретения Facebook, из WatsApp и огромной переплаты за это сервис? В краткосрочной перспективе, это является позитивным фактором для новой компании, который создает положительное взаимодействие между покупателем и приобретенным сервисом. И это ставит Facebook на шаг впереди конкурентов. Это могло бы объяснить то, почему инвесторы, сначала скептически отнеслись к сделке, но в конце концов одобрили ее, в результате чего акции Facebook значительно выросли в цене.
Но может ли Facebook продолжать платить огромную премию за каждого выскочку, которая бросает вызов своим доминирующим конкурентам? Этот вопрос, Facebook должна задать Cisco Systems - которая ранее применяла подобную стратегию.
За период с 1993 по 2000 год, Cisco приобрела семьдесят компаний, включая Cresendo Communications (1993), Newport Systems Solutions (1994), Network Translation (1995), Netsys Technologies (1996), Net Speed (1998), Growth Networks (1999) и т.д.
По мнению аналитиков, эта стратегия не является устойчивым. Владельцы небольших компаний требовали все более высокой премии, чтобы компенсировать риски, которые они брали на себя, и Cisco в конечном итоге заплатила очень высокую цену за Net Speed и Growth Networks, приобретенных на пике пузыря высоких технологий.
Дальнейшие приобретения в конечном итоге привели к размыванию существующих акционеров по причине покупки с выпуском новых акций, в результате количество акций Cisco достигло почти миллиарда.
Прорывные инновации – это не товар, который можно приобрести на рынке, а организаторские способности, которые необходимы для развития внутри корпоративных границ.
Вместе с тем, общение в социальных сетях – это не единственный способ расслабиться. Хотите отвлечься от дел сегодняшних? Нет ничего лучше кино! Качественные фильмы помогают получить хорошее настроение и, в конечном счете, стимулировать производительность труда.
Источник - Forbes.com, Stplan.ru
Опубликовано 10.03.2014 16:55