О САЙТЕ КОНТАКТЫ ПОКАЗАТЕЛИ
НОВОСТИ ТЕОРИЯ СТАТЬИ АННОТАЦИИ

Маркетинговая политика Газпрома в условиях финансово-экономического кризиса

По данным КоммерсантЪ, руководство монополии признает, что сланцевый газ превратил рынок США из дефицитного в самодостаточный, а также что избыток сжиженного газа подрывает конкурентоспособность российского газа в ЕС. Революционных идей по преодолению негативной для "Газпрома" тенденции, ставящей под угрозу проект освоения Штокмановского месторождения, руководство монополии пока не нашло.

В офисе "Газпрома" 26.01.2010 прошло заседание совета директоров, на котором были рассмотрены три вопроса: маркетинговая политика в условиях мирового финансово-экономического кризиса, приведение в соответствие с действующим законодательством договоров купли-продажи газа между дочерними обществами "Газпрома" и потребителями России, а также повышение эффективности деятельности ОАО "Газпром нефть" и сокращение его затрат.

По первому вопросу выступил зампред правления "Газпрома", глава "Газпром экспорта" Александр Медведев. Он подвел итоги продаж газа в 2009 году, подтвердив падение экспорта на 11,4% до 140 млрд кубометров. Как сказано в докладе, с которым удалось ознакомиться "Ъ", падение стало следствием сокращения общего потребления газа (не только российского) в ЕС на 44 млрд кубометров, до 555 млрд кубометров. Данных о финансовых потерях монополии в докладе господина Медведева не содержится. Ранее он говорил, что экспортная выручка за прошлый год составит $40-42 млрд против $64 млрд в 2008 году.

Причин падения продаж российского газа в Европе, по мнению господина Медведева, три. Первая заключается в запуске дополнительных мощностей по производству СПГ в Катаре и других странах и параллельном наращивании мощностей регазификационных терминалов в ЕС на 70 млрд кубометров.

Основную лепту в эту тенденцию внес Катар, нарастивший свои перерабатывающие мощности на 67%, до 167 млрд кубометров. Именно его СПГ демпинговал с мая по декабрь на спотовых рынках ЕС. Также в докладе господина Медведева отмечается, что и в декабре газ по долгосрочным контрактам был вдвое дороже, чем на спотовых рынках.

Но центральное место в докладе занимает тема закрытия крупнейшего в мире рынка газа - американского. "Ситуацию усугубляет так называемая революция в добыче газа из нетрадиционных источников в США,- говорится в докладе.- Если несколько лет назад ни одна из известных нам организаций не прогнозировала быстрый рост добычи газа в США, то сегодня практически все компании говорят о перспективности добычи сланцевого газа, которая может коренным образом изменить весь мировой газовый рынок". Далее подтверждается, что избыток газа в США уже "привел к перенаправлению СПГ на рынки стран ЕС".

Источник, близкий к совету директоров монополии, отмечает, что в такой ситуации для нее важно решить - продолжать ли инвестиции в Штокмановское месторождение, рассчитанное в основном на продажу СПГ на рынке США и Канады. Но ответа на этот вопрос в докладе господина Медведева нет. Более того, там приводятся старые прогнозы экспорта на 2010-2012 годы (160 млрд кубометров, 163 млрд и 170 млрд соответственно), хотя признается, что рецессия потребления затянется до 2012 года.

Доклад выглядит оптимистичным за счет цифр по имеющимся контрактам на продажу 3 трлн кубометров газа стоимостью в $1 трлн. Но сроки реализации этих контрактов не указаны. Зато впервые приводится третья причина отставания в объеме продаж от других стран-производителей. По мнению господина Медведева, препятствием на пути российского газа является срок привязки к корзине нефтепродуктов - девять месяцев, тогда как у конкурентов он значительно короче. Как отмечает Максим Шеин из "Брокеркредитсервиса", традиционным сроком привязки является шесть месяцев, а в некоторых контрактах три месяца.

Глава East European Gas Analysis (США) Михаил Корчемкин считает, что конкуренция на рынке будет очень жесткой. "Главная неопределенность - это запасы сланцевого газа в 15 трлн кубометров в Европе. Затраты на добычу этого газа определят европейские цены на следующие 10-15 лет,- полагает эксперт.- Если "Газпром" выполнит всю программу строительства газопроводов, его транспортные затраты не позволят российскому газу конкурировать в Европе". По мнению господина Корчемкина, увеличения продаж по старой формуле цены не будет и для "Газпрома" сейчас "эффективнее продавать газ по сниженным ценам и получать больший доход при меньшей прибыли, чем не продавать вообще".

По итогам заседания Совета директоров была одобрена работа правления по поддержанию доли российского газа в потреблении зарубежных стран на существующем уровне. Пока этого удается достичь за счет мер повышения конкурентоспособности, использования конъюнктурных изменений на газовом рынке и выхода на новые рынки с трубопроводным и сжиженным природным газом, отмечают в пресс-службе компании.

Правлению Газпрома было поручено продолжить увеличивать объем реализации газа на внутреннем рынке в условиях растущей конкуренции с независимыми производителями и улучшать платежную дисциплину при оплате за поставленный газ.

Источник - КоммерсантЪ

Опубликовано 27.01.2010 22:34

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

Матрица БКГ

Миссия и цели компании

Матрица Ансоффа

Матрица Маккинзи

Матрица АДЛ

Анализ окружающей среды предприятия

Матрица Шелл

История развития управленческой мысли

Управление в условии слабых сигналов

Стратегический анализ

Стратегическая информация

Школы стратегического планирования

Понятие стратегии

Управление стратегическими изменениями

Понятие стратегического управления

Понятие и этапы стратегического планирования

Управление выбором стратегических позиций

Управление стратегическими задачами

Общая модель стратегического управления

SWOT-анализ

Концепция управления БКГ

Концепция управления АДЛ

Реализация стратегии

Анализ внешней среды

Альтернативные модели планирования

Концепция управления Шелл

Матрица Хофера

Стратегия реструктуризации

Методы разработки стратегии

Пирамида стратегического управления

Инструменты стратегического менеджмента

Проблемы применения SWOT-анализа

Сопротивление переменам

Примеры бизнес стратегий

Способы разработки стратегии

Стратегии российских компаний

Стратегический маркетинг

Организация стратегического планирования

Разработка стратегии дифференциации

Сравнение методов стратегического анализа

ПРИМЕРЫ СТРАТЕГИЙ КОМПАНИЙ

Компания Adidas планирует продать свое подразделение Reebok

Зачем вам нужна сильная стратегия видео рекламы для вашего бизнеса

Генеральный директор Domino покидает компанию после восстановления репутации сети пиццерий

Rockwood объявила об улучшении стратегического планирования

Стратегия Cisco делает ставку на программное обеспечение для перехода на облачные технологии

Почему стратегия удержания - это лучшее для American Airlines сейчас

Как компании могут конкурировать с Amazon? У Netflix есть ответ

BHP Billiton сосредоточится на стратегии и развитии

Новая стратегия компании BizJet приведет к сокращению 150 рабочих мест

Национальная стратегия доступного жилья в Австралии: необходимая, достижимая и, возможно, на правильном пути

Смогут ли стратегии Whirlpool спасти компанию от колебаний курсов валют на Forex?

McKinsey: гендерное равенство добавит примерно $28 трлн. в мировой ВВП к 2025 году

Кросс-платформенная стратегия Microsoft представляет Windows Phone, ненужный с точки зрения руководителя Lenovo

Стратегия Макдональдс для улучшения питания: жарить булочки будут дольше

О роли веб-сайтов в реализации стратегии компании

ПРАКТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ