Маркетинговая политика Газпрома в условиях финансово-экономического кризиса
По данным КоммерсантЪ, руководство монополии признает, что сланцевый газ превратил рынок США из дефицитного в самодостаточный, а также что избыток сжиженного газа подрывает конкурентоспособность российского газа в ЕС. Революционных идей по преодолению негативной для "Газпрома" тенденции, ставящей под угрозу проект освоения Штокмановского месторождения, руководство монополии пока не нашло.
В офисе "Газпрома" 26.01.2010 прошло заседание совета директоров, на котором были рассмотрены три вопроса: маркетинговая политика в условиях мирового финансово-экономического кризиса, приведение в соответствие с действующим законодательством договоров купли-продажи газа между дочерними обществами "Газпрома" и потребителями России, а также повышение эффективности деятельности ОАО "Газпром нефть" и сокращение его затрат.
По первому вопросу выступил зампред правления "Газпрома", глава "Газпром экспорта" Александр Медведев. Он подвел итоги продаж газа в 2009 году, подтвердив падение экспорта на 11,4% до 140 млрд кубометров. Как сказано в докладе, с которым удалось ознакомиться "Ъ", падение стало следствием сокращения общего потребления газа (не только российского) в ЕС на 44 млрд кубометров, до 555 млрд кубометров. Данных о финансовых потерях монополии в докладе господина Медведева не содержится. Ранее он говорил, что экспортная выручка за прошлый год составит $40-42 млрд против $64 млрд в 2008 году.
Причин падения продаж российского газа в Европе, по мнению господина Медведева, три. Первая заключается в запуске дополнительных мощностей по производству СПГ в Катаре и других странах и параллельном наращивании мощностей регазификационных терминалов в ЕС на 70 млрд кубометров.
Основную лепту в эту тенденцию внес Катар, нарастивший свои перерабатывающие мощности на 67%, до 167 млрд кубометров. Именно его СПГ демпинговал с мая по декабрь на спотовых рынках ЕС. Также в докладе господина Медведева отмечается, что и в декабре газ по долгосрочным контрактам был вдвое дороже, чем на спотовых рынках.
Но центральное место в докладе занимает тема закрытия крупнейшего в мире рынка газа - американского. "Ситуацию усугубляет так называемая революция в добыче газа из нетрадиционных источников в США,- говорится в докладе.- Если несколько лет назад ни одна из известных нам организаций не прогнозировала быстрый рост добычи газа в США, то сегодня практически все компании говорят о перспективности добычи сланцевого газа, которая может коренным образом изменить весь мировой газовый рынок". Далее подтверждается, что избыток газа в США уже "привел к перенаправлению СПГ на рынки стран ЕС".
Источник, близкий к совету директоров монополии, отмечает, что в такой ситуации для нее важно решить - продолжать ли инвестиции в Штокмановское месторождение, рассчитанное в основном на продажу СПГ на рынке США и Канады. Но ответа на этот вопрос в докладе господина Медведева нет. Более того, там приводятся старые прогнозы экспорта на 2010-2012 годы (160 млрд кубометров, 163 млрд и 170 млрд соответственно), хотя признается, что рецессия потребления затянется до 2012 года.
Доклад выглядит оптимистичным за счет цифр по имеющимся контрактам на продажу 3 трлн кубометров газа стоимостью в $1 трлн. Но сроки реализации этих контрактов не указаны. Зато впервые приводится третья причина отставания в объеме продаж от других стран-производителей. По мнению господина Медведева, препятствием на пути российского газа является срок привязки к корзине нефтепродуктов - девять месяцев, тогда как у конкурентов он значительно короче. Как отмечает Максим Шеин из "Брокеркредитсервиса", традиционным сроком привязки является шесть месяцев, а в некоторых контрактах три месяца.
Глава East European Gas Analysis (США) Михаил Корчемкин считает, что конкуренция на рынке будет очень жесткой. "Главная неопределенность - это запасы сланцевого газа в 15 трлн кубометров в Европе. Затраты на добычу этого газа определят европейские цены на следующие 10-15 лет,- полагает эксперт.- Если "Газпром" выполнит всю программу строительства газопроводов, его транспортные затраты не позволят российскому газу конкурировать в Европе". По мнению господина Корчемкина, увеличения продаж по старой формуле цены не будет и для "Газпрома" сейчас "эффективнее продавать газ по сниженным ценам и получать больший доход при меньшей прибыли, чем не продавать вообще".
По итогам заседания Совета директоров была одобрена работа правления по поддержанию доли российского газа в потреблении зарубежных стран на существующем уровне. Пока этого удается достичь за счет мер повышения конкурентоспособности, использования конъюнктурных изменений на газовом рынке и выхода на новые рынки с трубопроводным и сжиженным природным газом, отмечают в пресс-службе компании.
Правлению Газпрома было поручено продолжить увеличивать объем реализации газа на внутреннем рынке в условиях растущей конкуренции с независимыми производителями и улучшать платежную дисциплину при оплате за поставленный газ.
Источник - КоммерсантЪ
Опубликовано 27.01.2010 22:34