О САЙТЕ КОНТАКТЫ ПОКАЗАТЕЛИ
НОВОСТИ ТЕОРИЯ СТАТЬИ АННОТАЦИИ

МЭРТ видит свою миссию в повышении конкурентоспособности экономики России

Миссия Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) России заключается в повышении конкурентоспособности российской экономики как основы для экономического роста и повышения качества жизни населения. Об этом говорится в материалах, подготовленных министерством к завтрашнему заседанию правительства РФ, которые распространила пресс-служба кабинета министров.

Повышение конкурентоспособности экономики России предполагает, прежде всего, усиление диверсификации экономики и отсутствие инфраструктурных ограничений; улучшение комфортных условий для ведения бизнеса, благоприятный инвестиционный климат; повышение эффективности социальной сферы; усиление интеграции страны в мировое экономическое пространство; повышение эффективности функционирования государственных институтов.

Исходя из миссии МЭРТ, формулируются следующие стратегические цели: осуществление стратегического планирования социально-экономического развития, содействие диверсификации экономики и преодоление инфраструктурных ограничений, создание комфортных условий для ведения бизнеса, повышение эффективности государственных институтов, обеспечение эффективной интеграции страны в мировое экономическое пространство.

Система стратегического планирования должна обеспечить: балансировку планируемых действий, требующих значительных организационных и ресурсных затрат; развертывание долгосрочных решений в набор средне- и краткосрочных задач, согласованных между собой; ориентированность субъектов РФ на деятельность, в соответствии с поставленными долгосрочными целями; демонстрацию долгосрочных ориентиров деятельности государства в области социально-экономического развития, позволяющих снизить частным компаниям риски при принятии долгосрочных инвестиционных решений.

Реализация данной цели - это осуществление сводной функции Минэкономразвития посредством определения приоритетов социально-экономического развития, координации разработки и реализации государственной инвестиционной программы, осуществления мониторинга степени достижения выбранных приоритетов социально-экономического развития.

Одной из приоритетных задач на 2008 год является создание нормативной и методологической базы, обеспечивающей функционирование системы стратегического планирования социально-экономического развития. Предстоит подготовить пакет документов, который будет регламентировать управленческие процессы на всех уровнях - правительства, отдельных министерств и ведомств. Основным звеном этой конструкции должен стать законопроект "О государственном стратегическом планировании социально-экономического развития в Российской Федерации", который до декабря 2007 год будет внесен в правительство РФ.

Основными показателями, характеризующими уровень достижения данной цели, являются отклонение фактических значений от прогнозных значений основных показателей социально-экономического развития сценария (ВВП, индекс потребительских цен); удельный вес показателей, формирующих доклады о результатах и основных направлениях деятельности.

Прогнозирование экономического и социального развития России - одна из важнейших задач, формирующих базу для принятия решений на различных уровнях государственного и корпоративного управления. Прогноз разрабатывается на вариантной основе. В том числе разрабатываются: базовый (опорный) вариант прогноза, отражающий основные тенденции и параметры развития экономики в условиях прогнозируемого изменения внешних и внутренних факторов и сохранения основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов; целевой вариант прогноза, учитывающий реализацию правительством РФ комплекса дополнительных мероприятий, направленных на ускорение социально-экономического развития.

Для обоснования прогнозных показателей развития отдельных секторов экономики разрабатываются балансы по важнейшим видам топливно-энергетической, промышленной и сельскохозяйственной продукции.

В настоящее время изменяются содержание и смысл среднесрочного макроэкономического и бюджетного планирования. На смену пассивной адаптации бюджетной системы к изменениям экономической конъюнктуры приходит ее использование как инструмента решения важнейших социально-экономических задач, достижения целей обеспечения устойчивого экономического роста и диверсификации экономики. Это предполагает более тесную интеграцию технологий среднесрочного макроэкономического и бюджетного прогнозирования, позволяющую определить и оценить взаимное влияние бюджетной, денежно-кредитной, долговой и валютной политики. Такая интеграция осуществляется с помощью сводного финансового баланса РФ, который является инструментом совместного прогнозирования государственных и негосударственных финансов и обеспечивает комплексную взаимоувязку разнородных макроэкономических параметров, в том числе параметров сектора государственного управления.

Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП), федеральные целевые программы (ФЦП) и ведомственные целевые программы (ВЦП) являются основными инструментами программно-целевого планирования, позволяющими комплексно и системно обеспечивать реализацию государственных приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный и плановый период. В последние годы были созданы необходимые предпосылки для поддержания экономического роста в России в среднесрочной перспективе на уровне не ниже 6-7 проц в год.

Главная особенность предстоящего периода состоит в том, что прежние источники экономического роста, во многом базирующиеся на благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре, утратят свою силу. Прежде всего, это касается снижения возможностей наращивания энерго-сырьевого экспорта. В прошедший трехлетний период среднегодовые темпы прироста физического объема экспорта составляли 5,0%, и это обеспечивало почти четверть прироста ВВП. В 2008-2010 гг среднегодовые темпы прироста экспорта составят 2,6%, что обеспечит лишь десятую часть прироста ВВП. Таким образом, только за счет замедления роста экспорта "потери" в динамике ВВП составят 1 процентный пункт.

Другой негативный фактор, действие которого будет нарастать - это усиление ограничений со стороны инфраструктуры. В этой связи обеспечение диверсификации экономики является важнейшим условием обеспечения конкурентоспособности страны в долгосрочной перспективе.

Создание фундаментальных предпосылок устойчивости экономического развития России напрямую зависит от успешности комплексной диверсификации ее экономики - прежде всего, с точки зрения повышения конкурентоспособности приоритетных отраслей экономики.

Среди основных задач в повышении эффективности инфраструктурных монополий следует выделить задачи по созданию условий, обеспечивающих переход деятельности монополий в сектор конкурентных торгов, обеспечивающих оптимизацию затрат и активизирующих инвестиционный климат в инфраструктурных отраслях экономики.

МЭРТ совместно с Минрегионом разрабатывает ряд инструментов проведения эффективной политики содействия социально-экономическому развитию российских регионов. В этой связи Минэкономразвития осуществляет работу по развитию региональных кластерных инициатив. Внедрение кластерного подхода в ключевые региональные политики в среднесрочной перспективе позволит улучшить качество социально-экономического развития субъектов РФ, заложить основы для реализации крупных инфраструктурных проектов в удаленных регионах, расширить инвестиционные потоки в региональные экономики и в конечном итоге сформировать сеть опорных центров экономического развития в разных частях России. В данный момент готовятся к реализации два пилотных проекта региональных экономических кластеров: текстильный кластер в Ивановской области и кластер по переработке титана "Титановая долина".

Другим важным направлением деятельности МЭРТ по реализации данной задачи является системная методическая работа по внедрению в региональных органах власти инструментов стратегического планирования и управления по результатам. Сотрудничество на основе взаимодействия государства и частного бизнеса позволяют привлечь его ресурсы на развитие инфраструктуры. Такое взаимодействие позволяет повысить эффективность бюджетного сектора экономики, науки и образования, снизить издержки бюджетов всех уровней при реализации инфраструктурных проектов.

Одной из форм частно-государственного партнерства являются институты развития, которые решают важные задачи по привлечению инвестиций, диверсификации и переходу российской экономики на инновационный путь развития. Основными институтами развития являются ОАО "Российская венчурная компания", Инвестиционный фонд РФ, Банк развития, различные государственные корпорации.

Стратегические цели РосОЭЗ направлены на развитие обрабатывающих, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, услуг и технологий, туристско-рекреационной деятельности. РосОЭЗ будет осуществлять их реализацию в особых экономических зонах всех типов, в том числе в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Кроме того, развитие нормативной правовой базы ОЭЗ предполагает создание портовых ОЭЗ в целях строительства и реконструкции портовой инфраструктуры за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций, стимулирования развития портового хозяйства, а также создание условий для развития портовых услуг, конкурентоспособных с зарубежными аналогами.

Деятельность МЭРТ направлена на повышение эффективности госрегулирования предпринимательской деятельности, развитие корпоративного управления и снижение непроизводственных издержек предприятий и населения, связанных с госрегулированием. В ближайшее время предстоит реализовать следующие первоочередные мероприятия: внесение изменений в законы, регулирующие сферы деятельности, которые включены в закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) в части проведения контроля (надзора); подготовка методики оценки рисков для определения периодичности проверок объектов надзора; подготовка положений о надзоре в различных сферах деятельности.

Содействие развитию финансовой инфраструктуры будет осуществляться в рамках разработки и реализации концепции создания в РФ регионального финансового центра для стран СНГ и Восточной Европы, через подготовку законопроектов, совершенствующих порядок обращения закладных, развитие накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Другое направление включает совершенствование законодательства о несостоятельности (банкротстве) и системы правоприменения. Третье направление - развитие рынка оценочных услуг. Четвертое направление направлено на развитие саморегулирования в сферах, связанных с осуществлением профессиональной деятельности, в том числе в сфере оценки, арбитражного управления. МЭРТ разработало проект комплексной программы улучшения инвестиционного имиджа России, концепция которой будет обсуждена на заседании консультативного совета по иностранным инвестициям.

В перспективе планируется организация так называемых "road-show" - рекламно-просветительских поездок делегации правительства РФ, министерств и ведомств, регионов и успешно работающих представителей российского бизнеса по различным странам, представляющим интерес с точки зрения инвестиций в российскую экономику. Ключевыми пунктами в road-show должны быть международные центры деловой активности, а также мероприятия Всемирного экономического форума, в первую очередь ежегодное мероприятие ВЭФ в Давосе. К ключевым форумам в России относятся два основных мероприятия: Петербургский международный экономический форум и Международный инвестиционный форум Сочи.

МЭРТ осуществляет подготовку проектов нормативных актов, а также нормативное правовое регулирование, необходимое для развития рынка земли и иной недвижимости, что обеспечивает госгарантии прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, совершенствование государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления, совершенствование гражданского оборота объектов недвижимого имущества.

Реформирование системы госуправления в России является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны. В этих целях разработаны программа административной реформы в РФ в 2006-2008 годах. Одним из приоритетных направлений работ по данной задаче на среднесрочную перспективу является разработка и внедрение административных регламентов государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, в том числе с использованием средств ИКТ.

МЭРТ выделяет следующие 3 направления деятельности по обеспечению содействия повышению качества социальных услуг, оказанных государством. Первое направление - обеспечение реформирования бюджетного сектора экономики в рамках реализации "Об автономных учреждениях". Второе направление направлено на содействие реформированию пенсионной системы. Третье направление включает реализацию государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ.

Одним из направлений работы по повышению эффективности управления госимуществом станет внедрение таких механизмов управления акциями, находящимися в федеральной собственности, как привлечение профессиональных управляющих для представления интересов РФ в органах управления акционерных обществ, привлечение управляющих компаний для выполнения функций единоличных исполнительных органов АО.

Деятельность МЭРТ направлена на нормативно-правовое обеспечение совершенствования инструментария приватизации, повышение информационной прозрачности процесса приватизации, упрощение порядка продажи неликвидного имущества, совершенствование порядка планирования приватизации федерального имущества.

Увеличение доли товаров и услуг, приобретаемых на открытых конкурсах, должно обеспечить снижение удельных затрат (по критерию "цена -качество") при осуществлении государственных закупок, что отражает степень эффективности управления госзакупками.

В настоящее время МЭРТ проводит работу по формированию внешнеэкономической стратегии, в которой должны быть определены основные параметры интеграции России в мировую экономику - приоритеты, цели, позиции на разных рынках на 15-20 лет, и, соответственно, конкретные направления действий, необходимых для достижения этих целей.

Совершенствование системы госрегулирования внешнеторговой деятельности ведется по следующим направлениям. Первое направление - совершенствование таможенно-тарифного регулирования. Второе направление направлено на обеспечение защиты российских производителей от возросшего, демпингового и субсидируемого импорта. Третье направление - совершенствование инструментов и механизмов по поддержке экспорта промышленной продукции. Четвертое направление направлено на поддержку участия российских производителей в зарубежных и внутренних выставках, ярмарках и других презентационных мероприятиях.

Источник - http://www.prime-tass.ru/

Опубликовано 07.10.2007 13:19

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

Матрица БКГ

Миссия и цели компании

Матрица Ансоффа

Матрица Маккинзи

Матрица АДЛ

Анализ окружающей среды предприятия

Матрица Шелл

История развития управленческой мысли

Управление в условии слабых сигналов

Стратегический анализ

Стратегическая информация

Школы стратегического планирования

Понятие стратегии

Управление стратегическими изменениями

Понятие стратегического управления

Понятие и этапы стратегического планирования

Управление выбором стратегических позиций

Управление стратегическими задачами

Общая модель стратегического управления

SWOT-анализ

Концепция управления БКГ

Концепция управления АДЛ

Реализация стратегии

Анализ внешней среды

Альтернативные модели планирования

Концепция управления Шелл

Матрица Хофера

Стратегия реструктуризации

Методы разработки стратегии

Пирамида стратегического управления

Инструменты стратегического менеджмента

Проблемы применения SWOT-анализа

Сопротивление переменам

Примеры бизнес стратегий

Способы разработки стратегии

Стратегии российских компаний

Стратегический маркетинг

Организация стратегического планирования

Разработка стратегии дифференциации

Сравнение методов стратегического анализа

ПРИМЕРЫ СТРАТЕГИЙ КОМПАНИЙ

Rockwood объявила об улучшении стратегического планирования

Стратегия Cisco делает ставку на программное обеспечение для перехода на облачные технологии

Почему стратегия удержания - это лучшее для American Airlines сейчас

Как компании могут конкурировать с Amazon? У Netflix есть ответ

BHP Billiton сосредоточится на стратегии и развитии

Новая стратегия компании BizJet приведет к сокращению 150 рабочих мест

Национальная стратегия доступного жилья в Австралии: необходимая, достижимая и, возможно, на правильном пути

Смогут ли стратегии Whirlpool спасти компанию от колебаний курсов валют на Forex?

McKinsey: гендерное равенство добавит примерно $28 трлн. в мировой ВВП к 2025 году

Кросс-платформенная стратегия Microsoft представляет Windows Phone, ненужный с точки зрения руководителя Lenovo

Стратегия Макдональдс для улучшения питания: жарить булочки будут дольше

О роли веб-сайтов в реализации стратегии компании

Доверяйте процессу стратегического планирования

Ресурсы как необходимый элемент для реализации стратегии компании

AOL увеличивает прибыль за счет стратегии на рынке цифровой рекламы

ПРАКТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ