О САЙТЕ КОНТАКТЫ ПОКАЗАТЕЛИ
НОВОСТИ ТЕОРИЯ СТАТЬИ АННОТАЦИИ

Язык стратегического планирования

Мой университет только что завершил раунд стратегического планирования, периодический цикл самооценки, переопределения и постановки целей. Многие из моих коллег были в восторге от возможности определить будущее. Другие были несколько замяты, видя, что такие планы, как документы на книжной полке, будут перенесены до следующего цикла планирования. Третьи были агностиками, рад видеть, что у нас есть хороший стратегический план, но они решили не пускать его в дело. Как лингвист, я сочувствую идее формализованных систем, но цикл планирования также вызвал мое лексическое любопытство. Откуда взялись различные условия стратегического планирования и что они говорят нам об их происхождении?

Стратегические планировщики говорят о миссии, видении и ценностях, которые грубо затушевываются как «почему мы существуем», «куда мы идем», и «как мы действуем». Планировщики говорят о целях и задачах, которые, по-видимому, отличаются прежде всего спецификой. Иногда планирование осуществляется консультантами (которые, по словам одного из них, являются «людьми, которые одалживают ваши часы, чтобы рассказать вам, во сколько это»). Могут быть ориентиры, передовая практика, блок-схемы и логические модели, в которых излагаются меры успеха и ответственные стороны.

Историки стратегического планирования, такие как Генри Минцберг, автор «Восстания и падения стратегического планирования», проследили траекторию стратегического планирования середины двадцатого века в первую очередь в бизнесе, а затем в военном деле, академических кругах и некоммерческом мире. Минцберг и другие находят предшественников в произведениях военной теории, таких как Сунь Цзы «Искусство войны» и Клаузевица «На войне», а также в трудовых исследованиях Фредерика Уинслоу Тейлора «Принципы научного управления». Откуда взялись различные условия стратегического планирования и что они говорят нам об их происхождении?

Минцберг определяет множество подходов, классифицированных как описательные (например, культурные, познавательные и обучающие подходы, которые рассматривают, как работают организации) или предписывающие (например, ориентированные на позиционирование, планирование или дизайн, которые касаются того, как организации должны работать). И как грамматики, которые также используют термины описательные и предписывающие, все планы эволюционируют.

Произошедший в стороне, язык планирования предлагает странное сочетание терминологии. Организационная «миссия» может казаться военной, но идея в конечном счете связана с религией. Оксфордский словарь английского языка документирует существительное с начала 1500-х годов, с цитаты со ссылкой на «missioun в Haly spreit». Слово позже стало использоваться, чтобы описать работу миссионеров, правительственных эмиссаров в зарубежных миссиях, задачи в целом, а также, в частности, военные операции, использование, которое словарь датирует только 1910 годом. Термин видение первоначально был пророческим видением, но вскоре упоминался акт созерцания невидимого. А ценности первоначально относились к денежной оценке и только намного позднее к этическим или моральным стандартам. «Базовые ценности» джаза не входят в словарь, только в Google n-граммы, которые позволяют искать слова и фразы с течением времени, показывают, что они были на пике в 1960-х годах и потеряли популярность в 1980-х годах.

«Цели» и «задачи» также содержат этимологии. Цель началась как существительное неопределенной этимологии, которое к 1500-м относится к финишной точке гонки. Задача начиналась как прилагательное, заимствованное из французского и ссылающееся на свойства объектов; к началу 1800-х годов она ссылалась на вещь, внешнюю по отношению к разуму, а к концу 1800-х годов военную мишень, определенную как «точка, к которой направлено движение войск».

Термины «стратегический план» и «стратегическое планирование» не фигурируют в словаре в качестве отдельных записей, но мы находим ссылку на «политику и стратегическое мышление» в 1952 году и цитату 1971 года на термин «стратегическая бизнес-единица». Более внимательный взгляд на термин «стратегический» наводит на мысль, что его использование набирает новые обороты в конце 1950 х и начале 1960 х годов, с цитаты со ссылкой на «стратегические деревни» и «стратегические исследования». Google показывает большой всплеск интереса к стратегическому планированию в 1960-х годах. Восходящая тенденция сохраняется вплоть до снижения в середине 1980-х годов, когда популярность других подходов к анализу корпоративной культуры повысилась. В последние годы, при сохранении достаточно стабильно интереса к стратегическому планированию, компаниями все чаще используются различные решения и программные продукты, в том числе, например, SaaS sales methodology, основанные на теоретических разработках предыдущих лет, но учитывающих специфику современных рынков.

Один последний интересный термин - аббревиатура SWOT, относящаяся к анализу организации - Strengths, Weaknesses, Opportunities и Threats, которые часто определяются в интервью с заинтересованными сторонами и из работы фокус групп. Аббревиатура впервые появляется в начале 1960-х годов. Альберт Хамфри, исследователь, чье имя часто ассоциируется со SWOT-анализом, писал, что:

SWOT-анализ получен из исследования, проведенного в SRI с 1960 по 1970 год. Исследование было профинансировано компаниями из списка Fortune 500, чтобы выяснить, что пошло не так с корпоративным планированием, и создать новую систему управления изменениями.

К 1963 году SWOT уже упоминался в публикациях Организации Объединенных Наций в качестве инструмента для координации и интеграции работы агентств по водным ресурсам, и он появляется в книге Бьюрна Росвалла 1966 года «Бизнес-инженер», которая представляет его следующим образом:

Существует, однако, проверенный метод сокращения работы; используя анализ «SWOT» (сильные и слабые стороны, возможности, угрозы). Этот метод концентрируется на важных изменениях во внешней и внутренней средах. Вы, возможно, уже встречали это.

Терминология планирования постоянно развивается, чтобы захватывать новые идеи. И хотя изучение языка планирования не может изменить ваше отношение к процессу планирования, оно может дать вам лучшее понимание, откуда берутся идеи и концепции.

Источник - Blog.oup.com, автор - Эдвин Л. Баттистелла

www.stplan.ru - 27.04.2018 18:05

Другие статьи

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

 + Менеджмент организации

 – Стратегическое управление

 – Стратегическое планирование

 + Матрицы стартегического планирования

 + Стратегический анализ

 + Стратегии

 + Стратегический маркетинг

 + Организационная структура

 + Принятие решений

 + Бизнес-планирование

ПРИМЕРЫ СТРАТЕГИЙ КОМПАНИЙ

Компания Adidas планирует продать свое подразделение Reebok

Зачем вам нужна сильная стратегия видео рекламы для вашего бизнеса

Генеральный директор Domino покидает компанию после восстановления репутации сети пиццерий

Rockwood объявила об улучшении стратегического планирования

Стратегия Cisco делает ставку на программное обеспечение для перехода на облачные технологии

Почему стратегия удержания - это лучшее для American Airlines сейчас

Как компании могут конкурировать с Amazon? У Netflix есть ответ

BHP Billiton сосредоточится на стратегии и развитии

Новая стратегия компании BizJet приведет к сокращению 150 рабочих мест

Национальная стратегия доступного жилья в Австралии: необходимая, достижимая и, возможно, на правильном пути

Смогут ли стратегии Whirlpool спасти компанию от колебаний курсов валют на Forex?

McKinsey: гендерное равенство добавит примерно $28 трлн. в мировой ВВП к 2025 году

Кросс-платформенная стратегия Microsoft представляет Windows Phone, ненужный с точки зрения руководителя Lenovo

Стратегия Макдональдс для улучшения питания: жарить булочки будут дольше

О роли веб-сайтов в реализации стратегии компании

ПРАКТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ