Стратегические темы – как они используются и почему?
Стратегические темы - главные бизнес-стратегии высокого уровня, которые формируют основание для бизнес-модели организации. Они - часть работы стратегического планирования строительства сбалансированной системы показателей. Как только согласовано видение для организации (картина будущего или желательности будущего положения), тогда это видение систематически анализируется в 3–4 стратегических темах. Иногда темы именуются как "столбы превосходства".
Стратегические темы очень общие. Они относятся к каждой части организации и определяют, какие основные стратегические толчки будут преследовать организацию, чтобы последняя достигла своего видения. Темы затрагивают все четыре из перспектив сбалансированной системы показателей (финансы, клиенты, внутренний процесс, организационная способность). Стратегическая тема - область, в которой должна выделяться организация, чтобы достигнуть видения.
Развитие стратегических тем требует рассмотрения других стратегических элементов, таких как проблемы, инструменты реализации, потребительское суждение о ценности и другие компоненты оценки стратегической работы. Темы также представляют преднамеренные стратегические направленные решения, принятые руководящим составом. Можно посмотреть на предложенный набор стратегических тем взятых вместе и задать вопрос: “Если мы выделимся в этих 3-4 областях, то мы достигнем нашего видения?” и получить звучный ответ “Да!” Это подобно инженеру, смотрящему на архитектурный дизайн и отвечающий на вопрос: “Если мы помещаем эти стены этой толщины в этих положениях, будет ли здание стоять?”
У каждой темы есть “стратегический результат”, связанный с ней. Это - заявление желаемого конечного положения. Другими словами, как узнать, когда Вы достигли темы? Результат заявляется таким способом, когда будет можно признать успех, когда его видно. Стратегические результаты - измеримы и явно определенны. Стратегические темы часто похожи у разных организаций. Примеры включают деловой рост, эксплуатационное превосходство, превосходство обслуживания клиентов, новшество и устойчивость.
Однако, стратегический дифференциатор находится в стратегическом результате. Специфика результата дает указания на организационное преобразование. Например, в одной организации результат делового роста мог бы быть "Мы поставляем электрические товары и обслуживание нашим потребителям, когда они в этом нуждаются, теперь и в будущем", который измеряется "Построенным сложным бизнес-индикатором" (составленном из доли на рынке, отношения доступности электричества и отношения принятия нового сервиса заказчиком). В другой организации у этой той же самой темы мог бы быть абсолютно отличный стратегический результат, такой как "Наши клиенты предпочитают нас другим кредиторам на всех финансовых рынках, где мы работаем, теперь и в будущем", который измеряется составной мерой из текущих и будущих индикаторов.
Стратегические элементы формируют структуру сбалансированной системы показателей "дом"
Рисунок 1 ниже иллюстрирует идею стратегических элементов, которые формируют структуру сбалансированной системы показателей "дом". Крыша представляет миссию (что является нашей целью), и видение (чего мы пытаемся достигнуть). Перспективы сбалансированной системы показателей представляют этажи дома. Это линзы, измерения работы, посредством которых рассматривается организация.
Рисунок 1. Стратегические темы - это колонны, поддерживающие миссию и видение организации.
Фундамент дома представляет человеческие измерения системы – без полного участия руководства и превентивных коммуникаций и управления изменениями дом стоит на ненадежной основе. Стратегические темы/результаты - колонны дома, которые поддерживают миссию и видение организации и обеспечивают стабильность, связывая все полностью от фундамента через каждый перспективный уровень до крыши.
Перевод тем на стратегические карты
Основанная на стратегии сбалансированная система показателей включает совместное развитие “истории стратегии” организации и определяет связь между способностью, процессами, потребительской ценностью и финансовым результатом. Чтобы нанести на карту эту “историю стратегии”, собирается команда экспертов в предметной области для каждой темы и использует экспертизу для систематического анализа каждой темы в ряду стратегических целей, нанесенных на карту в истории создания ценности, чтобы достигнуть желаемого стратегического результата. Рисунок 2 ниже иллюстрирует, как темы переводятся на стратегические карты.
Рисунок 2. Хорошо реализованная стратегия ведет к желаемым стратегическим результатам.
Важно отметить, что руководящий состав, устанавливая темы и результаты, вводит сознательно определенные стратегические границы или параметры, чтобы давать указания командам по темам. Также важно отметить, что руководство должно быть достаточно общим, чтобы позволить командам тем иметь некоторую творческую широту для развития "как" из стратегии – рассмотрения множества возможностей для достижения желаемого стратегического результата. Таким образом, продолжая стенную аналогию, выбрав, куда поместить колонну, дизайнеры открывают или ограничивают варианты для функций потенциальных комнат в пределах здания.
Последние штрихи
Как только все карты тем составлены, они объединяются в сильную, взаимно укрепляющую бизнес-стратегию (см. рисунок 3). Люди часто спрашивают, "почему" мы решаем проблемы построения всех карты темы по отдельности, а объединяем их только в конце. Это похоже на вопрос, почему мы выравниваем каждую колонну в процессе установки, когда можно просто замазать неровности при отделке и они исчезнут?
Рисунок 3. Карты по стратегическим темам объединяются в одну общую карту.
Причина такой аккуратности при построении карт темы состоит в том, что необходимо гарантировать полное рассмотрении стратегии необходимой для достижения каждого стратегического результата. Если пропускается этот шаг, есть риск пропустить главные цели, что будет потом мешать достижению стратегических результатов. А если Вы не достигнете своих стратегических результатов, то Вы не достигните Вашего видения. Все это связано. Другими словами, темы гарантируют структурную целостность системы.
Другая выгода стратегических тем - возможность вовлечь больше людей (их голоса, их события и их знание) в разрабатывание стратегии посредством их включения в команды тем. Это не только приводит к лучшему продукту, но и очень способствует поддержке, пониманию, полномочиям и ответственности (человеческим факторам системы). Поддержка и прозрачность - это ключевые компоненты изменяющихся сердец и умов, которые важны по отношению к преобразованию организации в предприятие более высокого уровня.
Некоторые клиенты выражают беспокойство, что темы "исчезнут", когда они продвинутся в разработке системы, но этого не происходит. Большинство организаций не представляют свою сбалансированную систему показателей в этом формате, но посмотрите на иллюстрацию 4. Как можно легко проследить происхождение каждой цели к стратегической теме(ам), которую она поддерживает?
Рисунок 4. Каждую стратегическую тему можно проследить на общей карте.
Резюме
Архитекторы здания всегда знают, где ставить несущие колонны. Точно так же архитекторы сбалансированной системы показателей могут быстро показать, как темы проходят через протокол результатов. И когда наступает пора корректировать стратегию, системные архитекторы (обычно называемые Отделом стратегического менеджмента), могут точно оценить, какие изменения в стратегическом направлении (таком как изменение в миссии, видении, теме, результате, цели), будут актуальны и как внести необходимые корректировки, чтобы гарантировать целостность и выравнивание стратегии – для гарантии того, что выполненная стратегия находится в соответствии с видением организации. Стратегические темы - структурные поддержки, которые гарантируют, что остальная часть системы будет "смело подходить" к миссии и видению.
Источник - Balanced Scorecard Institute
Опубликовано 26.11.2013 17:47