О САЙТЕ КОНТАКТЫ ПОКАЗАТЕЛИ
НОВОСТИ ТЕОРИЯ СТАТЬИ АННОТАЦИИ

Совершенствование системы управления в вертикально интегрированных компаниях

Совместная деятельность организаций в производстве продукции в вертикально интегрированных системах (ВИС) предопределяет их организационную оформленность с разделением функций и обязанностей лиц, участвующих в интеграции, через горизонтальную и вертикальную специализацию и вытекающую обеспеченность в них производственно-экономической дисциплины. Это обуславливает общую для ВИС цель — оптимизацию хозяйственно-экономической деятельности и постоянное повышение ее эффективности для получения максимизируемой прибавочной стоимости с последовательным ростом нормы прибыли.

Для вертикально интегрированной системы характерна социально-идеологическая общность лиц, участвующих в интеграции, выстраивающая внутри ВИС через договоры простых товариществ, отношения экономической взаимопомощи и сотрудничества для достижения максимизации выручки при реализации совместно производимой продукции на рынке, в которой обеспечиваются ее рыночные преимущества. В таком случае ВИС несет в себе вторую функцию — социально-интегративную, которая формирует в экономической системе страны новую социальную среду, ассоциативную, в какой-то мере «коллективистскую», уже только для юридических лиц либо структурных единиц — предпринимателей, участвующих в интеграционных процессах ВИС.

Организационная интеграция по технологической цепочке производства продукции для удовлетворения выявленных потребностей субъектов рыночных отношений обеспечивает условия для повышения эффективности производственного процесса и оптимизации производственной функции ВИС. А социально-интегративная функция совершенствует и обогащает содержание отношений лиц, участвующих в объединении бизнес-единиц. И чем больше при этом возникает предпринимателей, объединяемых интеграцией, в том числе и без образования юридического лица, тем больше проявляется их социальная ответственность и в возникающих центрах прибыли как бизнес-единицах и в управляющих компаниях ВИС как воплощающих интеграцию в условиях изменяющихся внешних факторов рынка.

Это обогащение отношений идет путем восприятия лицами ВИС общих ценностей, формирования адекватной мотивации эффективного экономического поведения как внутри корпорации, так и в рыночных отношениях с другими субъектами рынка.

Организация ВИС может пониматься двояко. Так ВИС как социальный институт — это совокупность материально-вещественной и социально-экономической подсистем, а как организационный институт — это целостность, призванная решать производственно-экономическую задачу расширения ниши рынка, занимаемой ее видами бизнеса.

Организация ВИС, понимаемая как процесс, — есть деятельность управляющей компании по упорядочению ее видов бизнеса; деятельность по договорам подряда и простых товариществ, выражающаяся в разделении и в воссоединении работы ее бизнес-единиц одновременно. Следовательно, ВИС — это особый вид взаимоотношений бизнес-единиц между собой и видов бизнеса в ВИС в целом, обеспечивающий содействие бизнес-единиц успеху вертикально интегрированной системы в получении максимальной суммы денежных средств от реализации совместно произведенной ими продукции на рынке.

Процесс организации ВИС имеет несколько аспектов. К ним можно отнести: структурно-административный, клубно-групповой, социально-общественный.

Структурно-административный аспект процесса организации ВИС — это образование в ней официальных отношений по распределению ответственности и полномочий, функциональных обязанностей, установленных договорами, предписаниями, стандартами, инструкциями, правилами, распоряжениями, технологическими картами, которые должны быть определены (в первом приближении) при учреждении ВИС и должны совершенствоваться и модернизироваться по мере роста интеграции и при ее изменениях. Структурно-административный аспект безличен. Он своего рода модель идеального поведения бизнес-единиц в производственном процессе и во взаимодействии с субъектами рынка и включает в себя четыре элемента:

Эффективность деятельности ВИС на всех ее уровнях тесно связана с тем, насколько эти четыре элемента обеспечивают соответствие развития в ней производительных сил и изменений производственных отношений в стране, насколько их функционирование соответствует требованиям рыночных отношений и отражает экономические и социальные закономерности переходного процесса к рынку.

Например, субординация предпринимателей, участвующих в производстве и реализации продукции на рынке, при вертикальной специализации определяет порядок в контроле стандартов выпуска комплектующих, в котором бизнес-единица может принимать решения, и в мере ее ответственности за принятые решения по обеспечению стандартов качества.

Тогда несоответствие возможностей принятия решений и степени ответственности за них снижает эффективность результатов управления как в случаях, когда ответственность меньше возможностей для принятия решений, изменяющих качество, что приводит к «упрощению» технологий, если нет должной экономической ответственности, так и в случаях, когда ответственность максимальна, а выработка решений по качеству субподрядных работ ограничена. Это приводит, при необходимости изменений в деятельности предпринимателей по дополнительному согласованию решений через управляющую компанию ВИС, к многоступенчатости для внесения требуемых изменений в качество продукции, диктуемых рыночной ситуацией.

Система стимулирования в структурно-административном аспекте обеспечивает интеграцию предпринимателей и персонала юридических лиц в вертикально интегрированную систему. Цель системы стимулирования — обеспечение идентификации организационных целей ВИС с индивидуальными целями организаций и предпринимателей, входящих в нее, таким образом, чтобы общие цели ВИС были средством осуществления индивидуальных целей участников, а их индивидуальные цели способствовали реализации целей ВИС.

Поэтому стимулирование должно воздействовать на систему ценностей в бизнесе, на внутреннюю мотивацию менеджеров и предпринимателей вертикально интегрированных обществ. В стимулировании можно использовать «Портретные галереи ВИС», «Книги Почета ВИС», «Приветственные адреса»; определение «Менеджера года», «Инженера года», «Мастера года», «Рабочего года», «Предпринимателя года» с выдачей сертификатов (паспортов в рамках) и кубков (ваз) с гравировкой; курсы менеджеров, маркетологов, предпринимателей за рубежом в сочетании с отдыхом; покупку тура для сотрудников эффективно действующих организаций ВИС в бархатный сезон; увеличение стимулирующей доли при распределении доходов по договорам простых товариществ, выдачу гарантий для лизингополучателей, увеличение (первоочередное предоставление) средств из фонда развития ВИС для ее лучших видов бизнеса.

В итоге все важнейшие части производственного поведения участников вертикально интегрированных систем (производительность-выработка, качество продукции, предпринимательская активность, экономическая инициатива, социальная активность) становятся органически необходимыми для юридических лиц, предпринимателей и трудовых коллективов ВИС.

Клубно-групповой аспект — это связи и отношения, вытекающие из деятельности участников ВИС, с учетом особенностей и индивидуализации их социально-экономического поведения, норм этого поведения, коллективно-организационных ценностей, правил и мер социального контроля на рынке. Клубно-групповой аспект выполняет важные функции в процессе социальной интеграции и адаптации центров прибыли ВИС к изменяющимся требованиям социоокружения. Он содействует своевременному выявлению дефектов в структурно-административной организации ВИС при проявлениях групповых предпринимательских недовольств и групповых неудовлетворенностях при росте числа переводов, увольнений персонала и ухода менеджеров из подразделений ВИС, где начали расти противоречия в их развитии.

Эти противоречия могут быть либо внутренними — из-за несоответствия квалификации персонала и менеджеров требованиям качества и количества выпускаемой продукции, либо внешними — из-за несоответствия системы стимулирования предъявляемым требованиям. Поэтому выявленная в рамках неформального клубно-группового аспекта тенденция должна и может разрешиться в вертикально интегрированной системе быстрее и эффективнее за счет либо трансформации структуры центров прибыли, либо их ликвидации с прекращением контрактов с менеджерами, либо введением дополнительных стимулов рыночной деятельности участников ВИС ее управляющей компанией.

Социально-общественный аспект в процессе организации вертикально-интегрированной системы проявляется как в росте социальной ответственности подразделений, образующих ВИС, так и в изменениях социальной удовлетворенности персонала участников. Поэтому рост гордости за успехи центров прибыли вместе с ростом доходов их персонала и тем самым всех семей работников, увеличением среди них доли собственников и предпринимателей создает устойчивый социально-общественный микроклимат благополучия и оптимизма в непрерывном развитии подразделений ВИС, в возникновении новых, трансформации действующих в ней подразделений, в последовательном превращении ВИС в национальную и транснациональную корпорацию.

Авторы - Крюков А.Ф., Крюкова О.И., Савченко И.Ю., опубликовано в журнале: Менеджмент в России и за рубежом, №6, 2001 год

Источник - Менеджмент в России и за рубежом

Опубликовано 24.07.2007 21:37

Другие статьи

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

Матрица БКГ

Миссия и цели компании

Матрица Ансоффа

Матрица Маккинзи

Матрица АДЛ

Анализ окружающей среды предприятия

Матрица Шелл

История развития управленческой мысли

Управление в условии слабых сигналов

Стратегический анализ

Стратегическая информация

Школы стратегического планирования

Понятие стратегии

Управление стратегическими изменениями

Понятие стратегического управления

Понятие и этапы стратегического планирования

Управление выбором стратегических позиций

Управление стратегическими задачами

Общая модель стратегического управления

SWOT-анализ

Концепция управления БКГ

Концепция управления АДЛ

Реализация стратегии

Анализ внешней среды

Альтернативные модели планирования

Концепция управления Шелл

Матрица Хофера

Стратегия реструктуризации

Методы разработки стратегии

Пирамида стратегического управления

Инструменты стратегического менеджмента

Проблемы применения SWOT-анализа

Сопротивление переменам

Примеры бизнес стратегий

Способы разработки стратегии

Стратегии российских компаний

Стратегический маркетинг

Организация стратегического планирования

Разработка стратегии дифференциации

Сравнение методов стратегического анализа

ПРИМЕРЫ СТРАТЕГИЙ КОМПАНИЙ

BHP Billiton сосредоточится на стратегии и развитии

Новая стратегия компании BizJet приведет к сокращению 150 рабочих мест

Национальная стратегия доступного жилья в Австралии: необходимая, достижимая и, возможно, на правильном пути

Смогут ли стратегии Whirlpool спасти компанию от колебаний курсов валют на Forex?

McKinsey: гендерное равенство добавит примерно $28 трлн. в мировой ВВП к 2025 году

Кросс-платформенная стратегия Microsoft представляет Windows Phone, ненужный с точки зрения руководителя Lenovo

Стратегия Макдональдс для улучшения питания: жарить булочки будут дольше

О роли веб-сайтов в реализации стратегии компании

Доверяйте процессу стратегического планирования

Ресурсы как необходимый элемент для реализации стратегии компании

AOL увеличивает прибыль за счет стратегии на рынке цифровой рекламы

Стратегия Samsung продавать дешевые смартфоны может ударить по прибыли компании

Koss Corporation представила новые наушники в рамках стратегии по выходу из кризиса

Самокат: стратегия для одних и мода для других

Procter & Gamble Co оптимизирует свой бизнес в рамках реализуемой стратегии

ПРАКТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ