О САЙТЕ КОНТАКТЫ ПОКАЗАТЕЛИ
НОВОСТИ ТЕОРИЯ СТАТЬИ АННОТАЦИИ

Стратегическое планирование деятельности компании и роль маркетинговых исследований

Ассоциация менеджеров России и международная консалтинговая компания Ernst&Yong опубликовали результаты недавно проведенного ими исследования, в котором приняли участие 350 руководителей компаний всех ключевых отраслей и регионов России. Целью исследования было определение приоритетных задач российских компаний.

Анализ результатов исследований свидетельствует о том, что сегодня наиболее приоритетными для российских менеджеров высшего звена являются задачи увеличения доли компании на рынке товаров и услуг. Последующие приоритеты в порядке их убывания расположились следующим образом: привлечение квалифицированных специалистов, сокращение затрат, повышение качества товаров и услуг.

Выдвижение в России на первый план задач рыночной экспансии во многом обусловлено уже сложившейся за прошедшие годы реформ структуры рынка товаров и услуг и стремлением ее изменения с целью получения дополнительных доходов и прибылей.

Все это вместе взятое резко повышает требования к качеству решения задач стратегического планирования деятельности компаний, заставляя по новому взглянуть на основные проблемы их реализации.

1. Задачи стратегического планирования деятельности компаний: основные проблемы их постановки и решения.

Все проблемы постановки и решения задач стратегического планирования деятельности компаний могут быть разбиты на следующие группы:

Основу концептуальных проблем задач стратегического планирования составляет проблема выбора так называемого уровня маркетинговой деятельности, в структуре которой и будет осуществляться поиск оптимальной стратегии развития компании. Согласно можно выделить следующие три вида маркетинговой деятельности:

Различие между тремя перечисленными видами маркетинга лучше всего представить себе как разницу между компанией, увлекаемой рынком, и компанией, увлекающей рынок за собой. Большинство современных стратегий развития строится в русле концептуальных основ маркетинга реагирования. Они менее рискованны, но все чаще сталкиваются со все большим неудовлетворенным ожиданием предприятия эффектов от их внедрения. Основа такого положения дел кроется в самой концепции маркетинга реагирования, когда улучшения показателей работы компании стремятся добиться в структуре имеющегося набора товаров и услуг путем улучшения показателя конкурентоспособности компании.

Следование концепции маркетинга реагирования привело в настоящее время к такому положению дел, особенно в сфере производства товаров народного потребления, вычислительной техники, автомобилей, когда предлагаемые на рынок товары различных производителей почти ничем не отличаются друг от друга в своих качественных характеристиках, что крайне затрудняет постановку и решение задачи кардинального улучшения положения фирм, их производящих.

Отсюда естественное стремление уйти на другую концептуальную основу задач стратегического планирования на базе предвосхищающего маркетинга и маркетинга, формирующего запросы. При этом последний представляет собой самую заманчивую, но и самую рискованную концепцию выбора оптимальной стратегии.

Выбор той или иной концептуальной основы для задачи стратегического планирования деятельности компании полностью определяет подходы к решению ее системных проблем, связанных прежде всего с системным описанием объекта стратегического планирования. Это объясняется тем, что согласно принципу цели все системное представление задачи стратегического планирования определяется целями, которые хотела бы достичь компания. А она в структуре рассмотренных выше концепций может быть представлена в виде:

Согласно универсальный алгоритм решения задачи управления в общем случае включает в себя следующие этапы:

В структуре задачи стратегического планирования вышеприведенный алгоритм позволяет, двигаясь от цели стратегического планирования, получить весь комплекс микрозадач стратегического планирования — от задач реинжиниринга бизнес-процессов до задач управления персоналом. Каждая из них тесно связана с тем или иным существенным фактором, плановые изменения которого позволяют осуществлять кампании движения к поставленной цели наилучшим образом. Как показывает опыт решения подобных задач, в их числе чаще всего оказываются: цена товара или услуги, их качественные показатели, квалификация персонала, эффективность рекламных кампаний, ассортимент оказываемых услуг.

Большинство компаний, решающих в настоящее время задачи стратегического планирования, выполняют этап формулировки цели и выбора факторов, влияющих на ее достижение, на базе данных, представляемых предварительными маркетинговыми исследованиями, имеющими цель оценки сегодняшнего положения компаний на рынке товаров и услуг. Отсюда становится очевидным, что низкое качество маркетингового исследования может оказать решающее влияние на весь результат задачи стратегического планирования, что заставляет особое внимание уделить проблеме повышения достоверности его результатов.

2. Маркетинговые исследования: проблемы комплексного использования маркетинговых моделей.

Как известно, результаты маркетингового исследования интегрируются в соответствии с выбранной маркетинговой моделью, объединяющей в себе информацию о целевых группах потребителей товаров и услуг, о конкурентах, о компании — объекте стратегического планирования и ее окружающей среде. В структуру информации в последнем случае включаются факторы, находящиеся вне сферы влияния компании. Огромное количество предлагаемых в настоящее время маркетинговых моделей позволяет с разной степенью точности и детализации представить ту или иную сторону положения компании на рынке.

В настоящей работе в качестве основного пути повышения достоверности маркетинговых исследований рассматривается комплексное использование маркетинговых моделей на всех этапах решения задачи стратегического планирования.

Практика проведения многочисленных маркетинговых исследований позволила авторам статьи сформировать комплексы маркетинговых моделей в соответствии с представленными выше этапами стратегического планирования деятельности компании. Были выделены следующие модели:

Авторы - Мамонов В.И., Мамонова Е.В., журнал Менеджмент в России и за рубежом, №2, 2003 год

Источник - Менеджмент в России и за рубежом

Опубликовано 22.07.2007 19:32

Другие статьи

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

 + Менеджмент организации

 – Стратегическое управление

 – Стратегическое планирование

 + Матрицы стартегического планирования

 + Стратегический анализ

 + Стратегии

 + Стратегический маркетинг

 + Организационная структура

 + Принятие решений

 + Бизнес-планирование

ПРИМЕРЫ СТРАТЕГИЙ КОМПАНИЙ

Компания Adidas планирует продать свое подразделение Reebok

Зачем вам нужна сильная стратегия видео рекламы для вашего бизнеса

Генеральный директор Domino покидает компанию после восстановления репутации сети пиццерий

Rockwood объявила об улучшении стратегического планирования

Стратегия Cisco делает ставку на программное обеспечение для перехода на облачные технологии

Почему стратегия удержания - это лучшее для American Airlines сейчас

Как компании могут конкурировать с Amazon? У Netflix есть ответ

BHP Billiton сосредоточится на стратегии и развитии

Новая стратегия компании BizJet приведет к сокращению 150 рабочих мест

Национальная стратегия доступного жилья в Австралии: необходимая, достижимая и, возможно, на правильном пути

Смогут ли стратегии Whirlpool спасти компанию от колебаний курсов валют на Forex?

McKinsey: гендерное равенство добавит примерно $28 трлн. в мировой ВВП к 2025 году

Кросс-платформенная стратегия Microsoft представляет Windows Phone, ненужный с точки зрения руководителя Lenovo

Стратегия Макдональдс для улучшения питания: жарить булочки будут дольше

О роли веб-сайтов в реализации стратегии компании

ПРАКТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ