О САЙТЕ КОНТАКТЫ ПОКАЗАТЕЛИ
НОВОСТИ ТЕОРИЯ СТАТЬИ АННОТАЦИИ

Три сценария социально-экономического развития России до 2020 года

Минэкономразвития подготовило концепцию долгосрочного социально-экономического развития России, рассчитанную до 2020 года. Ее разработкой по поручению президента ведомство занималось почти год, в ближайшее время концепция будет разослана в ведомства и рассмотрена на заседании правительства.

В концепции отмечены три сценария развития экономики России: инерционный (предполагает консервацию существующей модели), экспортно-сырьевой (ускорение нефте- и газодобычи) и инновационный. На Петербургском международном экономическом форуме, прошедшем в июне 2007 года, их представил директор сводного департамента макроэкономического прогнозирования министерства Андрей Клепач.

Инерционный сценарий. При нем происходит консервация экспортно-сырьевой модели при замедлении добычи и экспорта углеводородов, снижение конкурентоспособности обрабатывающих производств и рост зависимости от импорта товаров и технологий. В этом случае темп роста ВВП снижается до 3,3% в год в 2011-2020 годах.

Энерго-сырьевой сценарий. Он предусматривает ускоренное развитие и модернизацию энерго-сырьевых отраслей и транспорта, а также "фрагментарную модернизацию высокотехнологичных секторов при отсутствии масштабного экспорта продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью. Темп роста ВВП в этом случае составит в среднем 5,3% в год в 2011-2020 годах.

Инновационный сценарий. Этот сценарий предусматривает создание "эффективной национальной инновационной системы и реализацию проектов в высокотехнологичных отраслях", повышение качества человеческого капитала, создание новых региональных центров развития. По этому сценарию, рост экономики в 2011-2020 годах может составить в среднем 6,6%.

А.Клепач отметил, что оптимально было бы реализовать инновационный сценарий. Согласно ему, в 2020 году ВВП на душу населения должен возрасти в 2,5 раза, до 30 тыс долларов, а средняя зарплата составить тысячу долларов (в 2006 году была 394 доллара). Чтобы добиться этих показателей, необходимо увеличить долю высокотехнологических секторов в ВВП с нынешних 10,5 процентов до 17-20 процентов, а долю нефтегазового сектора, наоборот, снизить с 22,1 процента до 11,8 процентов. Число компаний, внедряющих инновации, должно увеличиться в четыре раза.

Кроме того, ежегодно Россия должна увеличивать экспорт высокотехнологичной продукции на 15-20 процентов, чтобы к 2020 году он составил 60-100 млрд долларов (сейчас 6-8 млрд). К обозначенному сроку страна должна стать третьей в мире в авиапроме и производить не менее 10 процентов всех самолетов, занимать 8-15 процентов мирового космического рынка (для этого объем производства ракетно-космических предприятий должен возрасти в 2,2 раза).

Объем судостроения должен увеличиться втрое, а на рынке военных кораблей Россия займет второе место с 20 процентами мирового экспорта. Продажи атомного оборудования увеличатся до 7-10 миллиардов долларов в год, а объем услуг связи вырастет в 14 раз. Для технологического прорыва необходимо развивать нанотехнологии, биоиндустрию, энергетическую и информационную сферы, заняться водородной энергетикой, созданием новых моторных топлив, энергоэффективных двигателей и ядерных реакторов нового поколения.

В то же время, Клепач выразил сомнение, что в ближайшие годы такой сценарий развития экономики будет полностью осуществлен.

Основными целями и задачами развития до 2020 года, по словам Клепача, являются "решение задач восстановления и консолидации, переход к стратегии лидерства", новые внешние и внутренние вызовы, а также формирование новых субъектов развития.

Основными ограничениями в развитии в период до 2020 года, по словам А.Клепача, являются дефицит трудовых ресурсов и сокращение населения, усиление ограничений со стороны инфраструктуры, исчерпание эффекта девальвации, дешевого сырья и рабочей силы, низкая эффективность госуправления и рост барьеров для бизнеса. Основными рисками в этот период, по его мнению, являются невостребованность стратегического управления, "угроза вытеснения на экономическую периферию и консервации роли поставщика сырья и топлива", отставание от нового этапа развития технологий, рост социального и регионального неравенства.

Источник - http://www.newsinfo.ru/

Опубликовано 17.06.2007 13:29

Другие статьи

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

Матрица БКГ

Миссия и цели компании

Матрица Ансоффа

Матрица Маккинзи

Матрица АДЛ

Анализ окружающей среды предприятия

Матрица Шелл

История развития управленческой мысли

Управление в условии слабых сигналов

Стратегический анализ

Стратегическая информация

Школы стратегического планирования

Понятие стратегии

Управление стратегическими изменениями

Понятие стратегического управления

Понятие и этапы стратегического планирования

Управление выбором стратегических позиций

Управление стратегическими задачами

Общая модель стратегического управления

SWOT-анализ

Концепция управления БКГ

Концепция управления АДЛ

Реализация стратегии

Анализ внешней среды

Альтернативные модели планирования

Концепция управления Шелл

Матрица Хофера

Стратегия реструктуризации

Методы разработки стратегии

Пирамида стратегического управления

Инструменты стратегического менеджмента

Проблемы применения SWOT-анализа

Сопротивление переменам

Примеры бизнес стратегий

Способы разработки стратегии

Стратегии российских компаний

Стратегический маркетинг

Организация стратегического планирования

Разработка стратегии дифференциации

Сравнение методов стратегического анализа

ПРИМЕРЫ СТРАТЕГИЙ КОМПАНИЙ

BHP Billiton сосредоточится на стратегии и развитии

Новая стратегия компании BizJet приведет к сокращению 150 рабочих мест

Национальная стратегия доступного жилья в Австралии: необходимая, достижимая и, возможно, на правильном пути

Смогут ли стратегии Whirlpool спасти компанию от колебаний курсов валют на Forex?

McKinsey: гендерное равенство добавит примерно $28 трлн. в мировой ВВП к 2025 году

Кросс-платформенная стратегия Microsoft представляет Windows Phone, ненужный с точки зрения руководителя Lenovo

Стратегия Макдональдс для улучшения питания: жарить булочки будут дольше

О роли веб-сайтов в реализации стратегии компании

Доверяйте процессу стратегического планирования

Ресурсы как необходимый элемент для реализации стратегии компании

AOL увеличивает прибыль за счет стратегии на рынке цифровой рекламы

Стратегия Samsung продавать дешевые смартфоны может ударить по прибыли компании

Koss Corporation представила новые наушники в рамках стратегии по выходу из кризиса

Самокат: стратегия для одних и мода для других

Procter & Gamble Co оптимизирует свой бизнес в рамках реализуемой стратегии

ПРАКТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ