Является ли стратегия мертвой? Семь причин ответить «может быть да»
Я бывший консультант по стратегиям. У меня есть степень магистра делового администрирования. И я все более и более убеждаюсь, что уместность обоих постоянно уменьшается. Является ли стратегия мертвой?
Вебстеры определяют стратегию как «тщательно проработанный план достижения определенной цели в течение длительного периода времени». Тем не менее, что сегодня представляет собой длительный период времени? 10 лет? Или 9 месяцев?! К хорошо продуманным планам или даже целям, вокруг которых они построены, кажется, суждено будет возвращаться каждые один или два квартала. А те, кто осторожны, становятся все более уязвимыми для тех, кто живы.
Однако если говорить о семантике, то существует несколько основных сдвигов, которые произошли и которые быстро уменьшают актуальность бизнес-стратегии и стратегического планирования.
Инкрементализм был подорван разрушениями. Инновации в большинстве организаций можно лучше всего охарактеризовать как "обученный инкрементализм". Менеджеры бросают модные словечки вокруг подобного “нестандартного мышления” и “изменений парадигмы”, но когда необходимо начинать, быстро сокращают такие словечки и сосредотачиваются на усилиях, которые нарастают лишь постепенно. Создание 1-2% улучшений похоже на выстраивание стены из мешков с песком перед надвигающейся цунами. Кто-нибудь, пожалуйста, покажите мне простой стратегический план Службы такси, который имела компания Uber, фактически уничтожившая вековую промышленность. Разрушение прибывает в компанию около Вас. Большинство организаций не подготовлено к этому или даже не готовится.
Инновации происходят с высокими результатами дисперсии. Традиционно, стратегическая оценка риска звучит примерно так: определить четыре наиболее вероятных конкурентных или рыночных результата, и создать план для каждого из них. Излюбленная 2×2 матрица на помощь! Но инновации сегодня не перетряхивают долю рынка, они создают и полностью уничтожают рынки. Вглядываясь в будущее, обнаруживаешь просто слишком много возможных исходов, чтобы предвидеть, не говоря уже о том, чтобы подготовить всесторонний комплексный план.
Прошлое перестало быть хорошим предсказателем будущего. Поведение общества изменилось: средняя продолжительность жизни 500 компаний фортуны снизилась с более чем 80 лет до менее чем 15 лет в прошлом веке. Потребительское поведение изменилось: стареющие бэби-бумеры не действуют также, как пожилые люди предыдущих поколений. Младенцы сегодня покидают больницу с одеялом, мобильным телефоном, на Facebook странице и в Twitter. Если мы не изучаем историю, мы обречены повторять ее. Если, конечно, история не перестает повторяться в целом.
Конкурентоспособные линии распались полностью. Стартапы успешно конкурируют со старыми технологическими компаниями, конкурируют с производственными компаниями, конкурируют с крупными компаниями данных. Стратеги долго извлекали выгоду из организованных, узких представлений о конкурентоспособных секторах, выдвигая на первый план достоинства и недостатки дискретной группы компаний. Теперь же этот подход становится все более и более близоруким. Конкуренция по понедельникам может, скорее всего, прийти от известного конкурента в определенном сегменте. В пятницу нарушит ваши планы компания из сектора, появление которого вы даже не ожидали.
Информация перешла от дефицита к избыточности. Большая часть стоимости стратегического планирования и консалтинга ранее создавалась на основе владения труднодоступной информацией. Но сегодня информация в изобилии. Знание является прозрачным. Критическая организационная потребность перешла от идентификации недостаточной информации к быстрой ассимиляции массовой информации и ловкому реагированию на нее.
Очень трудно спрогнозировать ценность выбора. Допустим компания хочет открыть новый завод. Стратеги детализируют ожидаемые затраты и доходы, и определяют, стоит ли проект инвестиций. Но как Вы спрогнозируете Интернет Вещей? Сколько будут стоить «Большие данные» для вас? Ничего? Или так много, что ваша организация станет неуместной? В этот момент, фактические результаты этих инвестиций являются дикими догадками в лучшем случае. Тем не менее, большинство компаний боятся, что цена сидеть на обочине может быть катастрофической. Все, кажется, нажимают на педаль газа, несмотря на фары, становящиеся все более и более тусклыми.
Крупномасштабное выполнение превзойдено быстрым транзакционным изучением. Необходимо урезать $1 миллиард в расходах? Реализуйте крупный «Шесть Сигма» проект во всей организации за пятилетний период, и результаты будут довольно предсказуемы. Ах, хорошие дни! К сожалению, сегодняшние лидеры не могут себе позволить роскошь выполнять предписанную стратегию за длительный период времени. Скорее, они должны построить распространяющуюся способность из быстрого транзакционного изучения. Ассимилируйте то, что изменяется быстро. Выдвиньте принятие решения к клиенту. Сегодняшняя игра бизнеса намного меньше походит на Шахматы, и намного больше сходно с хоккеем. Не переживайте на счет планирования на четыре или пять шагов вперед, просто доберитесь быстро туда, где находится шайба. Извините, нет никаких перерывов.
В конце концов, стратегия вашей компании является не более, чем коллективными действиями всех ваших сотрудников, и эти действия определяются не столько стратегической мыслью, созданной между деревянными панелями конференц-залов, сколько скоростью, непредсказуемостью и радикальными переменами, происходящими на фоне динамичного развития боя.
Язык стратегии может быть живым и здоровым внутри мышления корпоративных планировщиков и внешних консультантов. К сожалению, рынок больше не обращает внимания на это.
В то же время пока для многих руководителей компаний, судя по всему, понять описанные выше изменения гораздо сложнее, чем новичку пройти обучение торговле бинарными опционами. Хотя в процессе торговли опционами также существуют свои стратегии, которые с каждым годом дополняются и совершенствуются.
Источник - Forbes.com, Автор – Рик Смит
Опубликовано 09.10.2014 14:59