Когда нужна и не нужна вертикальная интеграция
В статье рассматриваются основные особенности вертикальной интеграции компаний и причины, которые побуждают компании к такого рода объединениям.
Авторами выделяются четыре обоснованные причины для вертикальной интеграции:
- слишком рискованный и ненадежный рынок (наблюдается «провал» или «несостоятельность» вертикального рынка);
- у компаний, работающих в смежных звеньях производственной цепи, больше рыночной власти, чем у вас;
- интеграция даст компании рыночную власть, поскольку компания сможет устанавливать высокие входные барьеры в отрасль и проводить ценовую дискриминацию в разных сегментах рынка;
- рынок еще окончательно не сформировался, и компании необходимо вертикально «интегрироваться вперед» для его развития, или рынок находится в упадке, и независимые игроки уходят из смежных производственных звеньев.
В статье рассматриваются вертикальные рынки, их структуры, а также вопрос их состоятельности или несостоятельности. Вертикальный рынок считается несостоятельным, когда совершать транзакции на нем слишком рискованно, а составлять контракты, которые могли бы застраховать от этих рисков, и контролировать их исполнение слишком дорого или невозможно.
Говорится о том, что на несостоятельном вертикальном рынке особенно ярко проявляются неопределенность, ограниченная рациональность и оппортунизм, то есть проблемы, оказывающие воздействие на любой рынок. Ни одна из этих характеристик сама по себе не свидетельствует о несостоятельности вертикального рынка, но в совокупности они почти наверняка предупреждают о такой опасности.
Выделяются три характерных признака несостоятельного вертикального рынка:
- ограниченное число продавцов и покупателей;
- высокая специфичность, долговечность и капиталоемкость активов;
- высокая частота транзакций.
Количество продавцов и покупателей на рынке авторы статьи называют наиболее важной, хотя и самая непостоянная переменная, которая сигнализирует о несостоятельности вертикального рынка. Проблемы появляются, когда на рынке есть только один покупатель и один продавец (двусторонняя монополия) или ограниченное количество продавцов и покупателей (двусторонняя олигополия).
Также отмечается, что специфичность активов, их капиталоемкость и длительная эксплуатация, сведенные воедино, часто становятся причиной высоких издержек по переключению как для поставщиков, так и для потребителей. Во многих отраслях именно этим объясняется большинство решений в пользу вертикальной интеграции. Частые сделки, переговоры и торги также увеличивают издержки по той простой причине, что создают больше возможностей для злоупотребления рыночной властью.
Авторами делается вывод о том, что необходимость вертикальной интеграции определяется на основе анализа вышеизложенных признаков несостоятельного рынка и причин, побуждающих к объединению, в условиях, когда такая интеграция реально ведет к сокращению издержек производства, завоеванию лидирующих позиций на рынке, обеспечению других конкурентных преимуществ.
Источник -
Опубликовано 05.08.2007 13:16